лакокрасочное покрытие трубопроводов

лакокрасочное покрытие трубопроводов – транспортная система, по которой доставляются нередко токсичные, горючие или даже взрывоопасные вещества. При обслуживании магистрали или аварийных работах ответственные работники должны понимать с каким видом содержимого приходится иметь дело. Проще всего проблему решает цветовая маркировка. В настоящее время порядок и особенности нанесения лакокрасочных покрытий на поверхность трубопроводов регламентируется документом ГОСТ 14202 69.

Для чего производится окраска
Требование маркировки носит не рекомендательный, а обязательный характер. Не выполнение норм СНиП преследуется по закону. И дело вовсе не в дизайне. В случае аварии или даже незначительной утечки службы спасения, строительные организации и коммунальные предприятия должны на месте в экстренном режиме, без длительного согласования, разобраться с какими субстанциями предстоит иметь дело. Список транспортируемых по промышленным трубопроводам веществ значителен:

взрывоопасные и/или токсичные газы и жидкости;
насыщенный или перегретый пар;
различные жидкости под высоким давлением;
щелочи и кислоты в, том числе, концентрированные и дымящиеся;
опасные химические соединения;
вакуум.
Помимо химического состава не менее важно какие давление, объем и температура у транспортируемого вещества.

Нередко опознавательная окраска выполняет роль защитной. Вот как выглядит опознавательная окраска технического трубопровода в соответствии с упомянутым выше стандартом.

Стоит учитывать, что метод окраски определяется длинной трубопровода и диаметром магистрали, количеством линий и другими условиями, которые подробно освещены в соответствующем ГОСТе.

Подготовка к покраске
Перед началом окраски поверхность труб нуждается в очистке и подготовке. Используются различные методы:

сода-бластинг;
аэрогидродинамический бластинг;
пескоструйная очистка;
ручная механическая очистка с помощью автоматического абразивного инструмента и металлических щеток;
очистка с использованием смывок и технических моющих составов;
гидроструйный способ.
Перед началом операции перекачка по магистрали прекращается в случае если это горючие или взрывоопасные вещества. После очистки поверхность труб обеспыливается сжатым воздухом или посредством промышленных пылесосов и обезжиривается. Итоги работы при необходимости оцениваются специальным оборудованием на соответствие требуемой степени очистки по ISO 8501 и шероховатости.

Технология
Красят трубопровод ориентируясь на тип материала труб и назначение. Применяемые лакокрасочные материалы также должны подбираться с учетом характеристик магистрали. Наиболее распространено сейчас использование порошковых покрытий, из которых чаще всего отдают предпочтение тремореактивным и термопластичным составам. Связующей основой в таких лакокрасочных материалах выступает эпоксидные смолы с добавками полиэфира акрилового происхождения, пигментов и наполнителей.

Нанесение покрытия происходит поэтапно. Сначала полимерный порошок распыляется над поверхностью, затем происходят нагрев и спекание. Завершается процесс сушкой. Возможно нанесение нескольких слоев краски в целях продления срока службы покрытия. Окраска поверхности трубопровода возможна на уже действующей магистрали, а также на этапе подготовки к сборке.